Вернуться к алгоритму -> Шаг 4. Собираем идеи для предстоящей работы
Посвящение в гимназисты
 
 
Вступительное слово учителя.
 
Дорогие друзья!
Сегодня у вас необычный, торжественный день. Сегодня школа посвящает вас, пятиклассников, в гимназисты. В слове «посвящение» много таинственного, почти магического. И действительно, по традиции посвящение в гимназисты происходит через соприкосновение с поэзией нашего великого русского гения. «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире / Мой прах переживет…» Сегодня, 19 октября, поэт из глубины двух столетий приходит к нам, и не один, а со своими лицейскими друзьями, и самые чуткие из вас обязательно услышат и шелест их голосов, и биение их сердец.
 
 
Звучит музыка. И.С. Бах. Концерт для флейты, скрипки и клавесина ре-минор.
 
 
 
1-й ученик.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
 
1-й ведущий.
Знаменитые, известные каждому пушкинские строки. Поэт напишет их 19 октября 1825 года в михайловской ссылке, в глуши, в полном одиночестве, за 300 верст от Петербурга. Но он знает, что там, вдали, обязательно соберется круг его лицейских товарищей, чтобы отметить 14-й День рождения Лицея.
 
2-й ведущий.
И пока будет жив последний лицеист, эта традиция не прервется. Но даже когда последний из пушкинского класса покинул этот мир, праздник продолжали отмечать лицеисты последующих поколений, а слава его разрасталась из года в год. И вот теперь многие в нашей стране считают 19 октября не просто Днем Лицея, когда появилось самое знаменитое российское учебное заведение, не только днем верности дружбе, верности высоким идеалам, но и днем, когда родилась русская поэзия.
 
2-й ученик.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Виргилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых уст и черных глаз;
Когда тревожить начинала
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала…
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я,
Когда по розовому полю
Резвились и бесились вволю,
В те дни в таинственных долинах,
Весной при клинах лебединых,
Близ вод, сиявших в вышине,
Являться муза стала мне.
 
1-й ведущий.
Лицей был основан указом Александра I в 1811 году в Царском Селе, летней резиденции русских императоров. Он должен был стать закрытым учебным заведением, готовящим элиту русского общества, должную наилучшим образом участвовать в управлении и просвещении России.
 
2-й ведущий.
Но мы теперь воспринимаем это место по-иному – как колыбель русской поэзии. Ведь сюда Пушкин приехал двенадцатилетним мальчиком, способным к сочинению стихов, а спустя 6 лет вышел признанным поэтом, главной (и оправдавшейся!) надеждой российской словесности.
 
3-й ученик.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
А. Ахматова
 
1-й ведущий.
«…И столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов»… Анна Ахматова, тогда молодая поэтесса, напишет эти строки к столетнему юбилею Лицея, прогуливаясь по аллеям Царского Села… Она сама воспитанница Царскосельской гимназии. Царское Село… Оно подарит Серебряному веку русской поэзии сразу нескольких поэтов – Анненского, Гумилева, Ахматову… Но и в «золотой» век отсюда вышел не только Пушкин…
 
4-й ученик.
Нагнулись надо мной родимых вязов своды,
Прохлада тихая развесистых берез!
Здесь нам знакомый луг; вот роща, вот утес,
На верх которого, сыны младой свободы,
Питомцы, баловни и Феба и Природы,
Бывало, мы рвались сквозь густоту древес
И слабым ровный путь с презреньем оставляли!
О, время сладкое, где я не знал печали!
Ужель навеки мир души моей исчез
И бросили меня воздушные мечтанья?
Я радость нахожу в одном воспоминанье,
Глаза полны невольных слез!
Здесь мирные места, где возвышенных муз,
Небесный пламень их и радости святые,
Порыв к великому, любовь к добру впервые
Узнали мы и где наш тройственный союз,
Союз младых певцов, и чистый и священный,
Волшебным навыком, судьбою заключенный,
Был дружбой утвержден!..
В. Кюхельбекер
 
2-й ведущий.
Автор стихотворения – лицейский друг Пушкина, поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Оно написано им в Царском Селе в 1818 году, спустя всего год после разлуки, а сколько в нем уже тоски по лицейским годам!.. Но что это за «тройственный союз младых певцов» упоминается в стихотворении? Среди лицеистов стихи писало большинство, но признанными поэтами станут трое – помимо Пушкина, это его друзья Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг.
 
1-й ведущий.
Лишь позднее гений Пушкина затмит его современников, и Дельвига и Кюхельбекера критики, наряду с другими, отнесут к «поэтам пушкинской поры». Тогда же, в самом начале творчества, они еще равны, и каждый совершенствует свое мастерство сам, соревнуясь с собратьями по перу в посланиях, элегиях и шутливых одах, воспевающих радости жизни.
 
5-й ученик.
Друзья! досужный час настал;
Все тихо, все в покое;
Скорее скатерть и бокал!
Сюда, вино златое!
Шипи, шампанское, в стекле.
Друзья, почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.
 
Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Взгляни: здесь круг твоих друзей;
Бутыль вином налита,
За здравье нашей музы пей,
Парнасский волокита.
Остряк любезный, по рукам!
Полней бокал досуга!
И вылей сотню эпиграмм
На недруга и друга…
 
2-й ведущий.
Юные поэты часто подшучивали друг над другом при помощи стихотворных эпиграмм. Более всего насмешек доставалось Кюхельбекеру. Многие лицеисты сыпали шутками по поводу его долговязой, нескладной фигуры, что даже заставило Вильгельма полезть топиться в царскосельский пруд. Пушкина же он захочет вызвать на дуэль за насмешки над своими стихами.
 
6-й ученик.
Писатель за свои грехи,
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.
 
7-й ученик.
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
 
2-й ведущий.
Но будут у Пушкина и другие строки, посвященные лицейскому другу.
 
8-й ученик.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся – но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
 
1-й ведущий.
«Мой брат родной по музе, по судьбам». Эти строки написаны в годы разлуки. Но уже в лицейские годы Пушкин выше ценит талант Антона Дельвига, одаривая его не эпиграммами, а посланиями.
 
9-й ученик.
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.
Наперснику богов не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой;
Его баюкают камены молодые
И с перстом на устах хранят его покой…
 
2-й ведущий.
И характер Дельвига, и его поэтический дар были особенно близки Пушкину. В 30-е годы он напишет: «Такова участь Дельвига; он не был оценен при раннем появлении на кратком своем поприще; он еще не оценен и теперь, когда покоится в своей безвременной могиле!» Век Дельвига оказался еще короче пушкинского…
 
10-й ученик.
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в страну теней родных
Навек от нас утекший гений…
 
1-й ведущий.
Еще в лицейское время первыми в печати появляются стихотворения Кюхельбекера, вторыми – Дельвига… Но в их лицейском кругу Пушкин, спустя короткое время после начала учебы, становится признанным лидером. Подтверждением тому – стихотворное послание Дельвига.
 
11-й ученик.
Кто, как лебедь цветущей Авзонии,
Осененный и миртом и лаврами,
Майской ночью при хоре порхающих,
В сладких грезах отвился от матери <…>
Пушкин! Он и в лесах не укроется;
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.
 
2-й ведущий.
4 января 1815 года должен был состояться публичный экзамен «по случаю перевода из младшего в старший возраст». Ожидался приезд Гаврилы Романовича Державина, патриарха русской поэзии, и именно Пушкина учитель словесности просит написать стихи, достойные прочтения перед великим стариком.
 
12-й ученик.
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках…
 
1-й ведущий.
К столетию Лицея великий русский художник Илья Репин напишет знаменитую картину «Пушкин на лицейском экзамене», где изобразит вдохновенно читающего Пушкина и восторженно слушающего Державина.
 
2-й ведущий.
Из лицейской лирики Пушкина до нас дошло значительное количество стихотворений. И среди них уже есть такие, которые затем войдут в золотой фонд русской поэзии.
 
13-й ученик.
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?
 
Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали ль вы?
 
Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?
 
1-й ведущий.
Но Пушкин – не только автор серьезной лирики. Еще более он известен как сочинитель веселых, подчас насмешливых стихотворений. Он не только мастер посмеяться над своими литературными союзниками и противниками, но и в первую очередь – над самим собой.
 
14-й ученик.
МОЯ ЭПИТАФИЯ
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
 
2-й ведущий.
В Лицее Пушкин – первый поэт, но как ученик он почти всегда на последнем месте. При выпуске его имя окажется 26 в списке по успехам. Среди наук, изучавшихся в Лицее (а это и логика, и нравственная философия, и право, и латынь, и статистика, и математика, и множество иных) Пушкин преуспеет лишь в российской и французской словесности, а также в фехтовании. Писать стихи по-французски ему едва ли не легче, чем по-русски.
 
 
Ведущие и 14 учеников попарно по строфам читают.
 
 
 
 
MON PORTRAIT
МОЙ ПОРТРЕТ
 
Vous me demandez mon portrait,
Mais peint d’après nature;
Mon cher, il sera bientôt fait,
Quoique en miniature.
 
 
Вы просите у меня мой портрет,
Но написанный с натуры,
Мой милый, он быстро будет готов,
Хотя и в миниатюре.
 
Je suis un jeine polisson,
Encore dans les classes;
Point sot, je le dis sans façon
Et sans fades grimaces <…>
 
Я молодой повеса,
Еще на школьной скамье;
Не глуп, говорю не стесняясь,
И без жеманного кривлянья.
 
J’aime et le monde et son fracas,
Je hais la solitude;
J’abhorre et noises, et débats,
Et tant soit peu l’étude <…>
 
Я люблю свет и его шум,
Уединение я ненавижу;
Мне претят ссоры и препирательства,
А отчасти и учение.
 
Vrai démon pour l’espièglerie,
Vrai singe par sa mine,
Beaucoup et trop d’étourderie,
Ma foi, voilà Pouchkine.
 
Сущий бес в проказах,
Сущая обезьяна лицом,
Много, слишком много ветрености –
Да, таков Пушкин.
 
1-й ведущий.
Но впереди – час расставанья. Разные чувства владеют лицеистами. Им хочется на свободу, последние месяцы они воспринимают как заточенье. Но в то же время все понимают, что им уже не придется собраться всем вместе, за судьбой многих придется следить издалека, а встреча с некоторыми уже не суждена.
 
15-й ученик.
Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум…
 
1-й ведущий.
На многие годы лицейским гимном станет прощальная песнь, сочиненная Антоном Дельвигом.
 
 
Звучит музыка, старшеклассники поют:
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
 
Простимся, братья! рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породнила нас!
 
 
 
2-й ведущий.
 
Всего лишь несколько свиданий отведет судьба соседям по комнатам в Лицее и лучшим друзьям Пушкину и Пущину, прежде чем последний отправится на 30 лет в Сибирь за участие в декабрьском восстании на Сенатской площади. Такая же участь постигнет и Кюхельбекера. В 1827 году, в год десятилетнего юбилея выпуска, «серебряной дружбы», как назовут его лицеисты, Пушкин вспомнит о своих заживо погребенных на каторге товарищах.
16-й ученик.
 
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
 
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
1-й ведущий.
 
И Пушкин, и Дельвиг изберут судьбу профессиональных литераторов. Почти каждый год Пушкин будет писать стихи, посвященные лицейской годовщине.
В 1836 году, в последний для него День рождения Лицея, Пушкин вновь возьмется за перо.
17-й ученик.
 
Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.
Тогда, душой беспечною невежды,
Мы жили все и легче и смелей,
Мы пили все за здравие надежды
И юности и всех ее затей <…>
 
Всему пора: уж двадцать пятый раз
Мы празднуем Лицея день заветный.
Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!
Недаром – нет! – промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека, –
Ужель один недвижим будет он?
2-й ведущий.
 
Но и на каторге, в «мрачных пропастях земли», Кюхельбекер не перестает писать стихи. За тысячи верст он как будто услышит голос Пушкина, поэзия которого остается для узника единственным светлым лучом в российской действительности. В те же дни, что и Пушкин, он пишет свой поэтический ответ.
18-й ученик.
 
Поминки нашей юности – и я
Их праздновать хочу, – воспоминанья,
В лучах дрожащих тихого мерцанья,
Воскресните! – Предстаньте мне друзья;
Пусть созерцает вас душа моя,
Всех вас, Лицея нашего семья!
Я с вами был когда-то счастлив, молод, –
Вы с сердца свеете туман и холод!
Чьи резче всех рисуются черты
Под взорами моими? Как перуны
Сибирских гроз, его златые струны
Рокочут… Пушкин! Пушкин! это ты!
Твой образ – свет мне в море темноты…
1-й ведущий.
 
В 1837 году, после гибели поэта, традиция прервалась. Но уже на следующий год Кюхельбекер, последний из «тройственного союза» подхватывает упавшее знамя и там, в Сибири, пишет свое «19 октября».
19-й ученик.
 
<…>А я один средь чуждых мне людей
Стою в ночи, беспомощный и хилый,
Над страшной всех надежд моих могилой,
Над мрачным гробом всех моих друзей.
В тот гроб бездонный, молнией сраженный,
Последний пал родимый мне поэт…
И вот опять Лицея день священный;
Но уж и Пушкина меж вами нет.
Не принесет он новых песен вам,
И с них не затрепещут перси ваши,
Не выпьет с вами он заздравной чаши:
Он воспарил к заоблачным друзьям.
Он ныне с нашим Дельвигом пирует;
Он ныне с Грибоедовым моим:
По них, по них душа моя тоскует;
Я жадно руки простираю к ним!
2-й ведущий.
 
Гибель лицейского друга для Кюхельбекера равносильна собственной смерти. Он наверняка помнил, что именно к нему обращался Пушкин 20 лет назад в одном из последних лицейских стихотворений «Разлука».
20-й ученик.
 
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милой брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Пятиклассники все вместе.
 
Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
 
Заветы гимназистов-выпускников.
 
 
 
1-й старшеклассник.
 
«Любовь к славе и Отечеству должны быть Вашими руководителями!» – учил профессор истории А.П.Куницын своих воспитанников-лицеистов. И сегодня, в начале нового тысячелетия, Россия как никогда нуждается в умных, честных и энергичных гражданах. Помните: любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.
2-й старшеклассник.
 
«В начале жизни школу помню я…» Школа – наш второй дом. Любите нашу школу, берегите ее традиции, приумножайте славу нашей школы.
3-й старшеклассник.
 
Друзья мои прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен..
Помните, что друзья даются один раз. Любите их такими, какие они есть. Свято берегите школьное дружество и братство и пронесите их через всю жизнь.
4-й старшеклассник.
 
«Помни, что ученье – твой главный труд». Не унижай себя безделием. Среди людей чести всегда ценятся ум, образованность, интеллигентность.
5-й старшеклассник.
 
«Пусть мой внук…обо мне вспомянет». Достойно проживи свои школьные годы. Старайся оставить по себе добрую память. Пусть слова и дела твои будут достойным примером для следующих поколений.
 
Старшеклассники исполняют песню «19 октября» (Ю.Ким – В.Дашкевич).
 
На пороге наших дней
Неизбежно мы встречаем,
Узнаем и обнимаем
Наших истинных друзей.
Здравствуй время гордых планов,
Пылких клятв и долгих встреч!
Свято дружеское пламя,
Да не просто уберечь,
Да не просто уберечь.
 
Все бы жить, как в оны дни –
Все бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви,
И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня,
Девятнадцатого дня.
 
Но судьба свое возмет,
По-ямщицки лихо свистнет,
Все по-своему расчислит –
Не узнаешь наперед.
Грянет бешеная вьюга,
Захохочет серый мрак.
И спасти захочешь друга
Да не выдумаешь как,
Да не выдумаешь как.
 
На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий,
Ты наш друг, ты наш учитель
Славный пушкинский лицей.
Под твоей бессмертной сенью
Научиться бы вполне
Безоглядному веселью,
Бескорыстному доверью,
Вольнодумной глубине,
Вольнодумной глубине.
 
 
1-й ведущий.
 
9 июня 1817 года состоялась церемония выпуска первых лицеистов. И у каждого на пальце были чугунные кольца как знак крепкой дружбы. (Вручение гимназистам книг о Пушкине, значков гимназистов и памятных медалей).
 
Напутственное слово директора школы.
Звучит музыка И.С.Баха.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Использованы материалы Уваровой Ю.В. и Дремова М.А., учителей школы № 825 им. В.А.Караковского, г. Москва